Капитаны парусника «Седов»

Виктор Юрьевич Николин

Капитан парусника «Седов» с 2015 года

Максим Николаевич Родионов

Капитан парусника «Седов» с 2012 года по 2014 год

С барком «Седов» были связаны последние 13 лет его жизни. Он был настоящим капитаном, мудрым наставником, добрым товарищем, другом, опытным судоводителем. Он искренне и беззаветно любил свою работу, море и паруса «Седова»... По одному скрипу снастей умел определить, куда повернет через мгновение ветер. Не жалея сил и здоровья, отдавался своему делу: днем и ночью, в любую погоду, уверенно вел судно заданным курсом...

Максим Николаевич Родионов родился 19 июня 1964 года в семье моряка-подводника, который служил на Новой Земле. Капитан 2-го ранга Н.Е. Родионов своим личным примером определил будущее своего сына — идя по стопам отца, Максим Родионов успешно закончил Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола. После распределения начались годы нелегкой службы в городе Полярный Мурманской области на дизельной подводной лодке. Одно автономное плавание сменяло другое, долгие месяцы службы прошли под водой. На переломе эпох, когда подлодки ВМФ перестали выходить в море, он ушел в запас, и принял предложение занять должность заместителя декана cудоводительского факультета Морской Академии имени С.О. Макарова. Его хватило лишь на полгода жизни на берегу. В 1992 году Максим Родионов круто изменил свою жизнь, отправившись в рейс простым матросом на учебном паруснике «Мир». Здесь он прошел всю школу моряка парусного флота, был боцманом, штурманом, старшим помощником капитана.

Старпомом он пришел и на «Седов», а в 2006 году возглавил экипаж самого большого в мире парусника. На его счету участие в кругосветном плавании барка «Седов» в 2012-2013 годах, неоднократные длительные ремонты во время зимних стоянок в Мурманске, Новороссийске, Калининграде и Санкт-Петербурге, десятки учебных рейсов в должности капитана, в том числе и исторический Арктический поход в 2010 году. Мыс Горн и мыс Доброй Надежды, Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны — в каких только широтах не стоял Максим Николаевич на ходовом мостике любимого корабля.

Благополучно завершив навигацию 2014 года, капитан Родионов привел «Седов» в Калининград для очередного зимнего ремонта. И вдруг — инфаркт, врачи оказались бессильны... 23 ноября 2014 года он ушел из жизни.

Николай Кузьмич Зорченко

Капитан учебного парусного судна «Седов» во время первого кругосветного плавания 2012—2013 годов

Родился в 1954 году. В 1980 году окончил Дальневосточный государственный технический университет рыбной промышленности и хозяйства по специальности «Судовождение на морских путях». В 1990 году получил образование юриста во Всесоюзном юридическом заочном институте.

В плавсоставе флота начал работать с февраля 1975 года третьим помощником капитана в очень активно развивающемся тогда научно-исследовательском флоте. В 1981 году стал старшим помощником, в 1984 году — капитаном. С 1993 по 2010 год — капитан учебного парусного судна «Паллада», а с 2011 года — капитан парусника «Седов».

Награждён медалью «За отличие в морской деятельности», орденом «За морские заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».

Н.К. Зорченко имеет большой практический опыт как капитан учебного парусного судна. В 2007-2008 годах совершил кругосветное плавание на фрегате «Паллада».

Николай Кузьмич Зорченко обладает высокими деловыми и моральными качествами, необходимыми для обучения и воспитания будущих специалистов флота рыбной промышленности.

Н.К. Зорченко способен обеспечить безопасность мореплавания, сохранения человеческой жизни на море, мобилизовать экипаж на выполнение поставленных учебно-производственных задач.

В настоящее время Николай Зорченко — капитан парусника «Паллада».

Петр Сергеевич Митрофанов

Глава неформальной послевоенной школы капитанов-парусников СССР

День рождения парусника в 2015 году совпадает со 100-летием капитана дальнего плавания Петра Сергеевича Митрофанова (1915-1991), который в свое время дважды возвращал к жизни четырехмачтовый барк «Седов».

В первом случае речь шла о восстановлении бывшего германского парусника, с трудом пережившего годы большой войны. В течение четырех лет тянулся трудный ремонт, проходивший на кронштадтском морском заводе. Последующие счастливые тринадцать лет проходили в океанских плаваниях под флагом Военно-морского флота страны: вначале в качестве учебно-парусного, затем — в качестве экспедиционно-океанографического судна.

Перед вторым «рождением» по существу речь шла уже о жизни или смерти парусника, выведенного из состава военно-морских сил (1965), фактически обреченного на скорбный поход на судоразделочное предприятие. То второе возвращение к жизни началось с представления в «заинтересованное» министерство письма пятнадцати моряков и корабелов в 1968 году. Последней по счету в нем стояла подпись составителя письма — Петра Сергеевича Митрофанова, главы неформальной послевоенной школы капитанов-парусников страны.