Капитаны парусника «Седов»

Виктор Юрьевич Николин

Капитан парусника «Седов» с 2014 года по настоящее время

Виктор Юрьевич Николин родился 14 октября 1968 года в посёлке Зашеек Мурманской области в семье военнослужащего. Детство будущего капитана дальнего плавания прошло в военном гарнизоне за Полярным Кругом. Парусный спорт был любимым увлечением прилежного школьника: шесть лет Виктор бороздил на гоночных швертботах класса «Кадет» и «Луч» воды озера Имандра и Верхнетуломского водохранилища. Получив аттестат зрелости, Виктор Николин стал студентом технического училища города Полярные Зори, которое окончил с красным дипломом в 1987 году по специальности «Теплоэнергетическое оборудование атомных станций». Затем последовала двухлетняя срочная служба в рядах вооружённых сил Советского Союза.

Но морская романтика не давала покоя: в 1989 году Виктор Николин поступил в Мурманское высшее инженерное морское училище, став курсантом судоводительского отделения. За время учёбы в МВИМУ знакомство с учебным парусником «Седов» так и не состоялось: первая морская практика прошла на борту учебно-производственного судна «Борис Сафонов» — транспортного рефрижератора, принадлежавшего Севрыбхолодфлоту. Став дипломированным судоводителем, с 1993 по 2004 год Виктор Николин прошёл путь от 4ПКМ до старшего помощника капитана на крупнотоннажных транспортных судах Северного бассейна. В 2004 году опытный старпом устроился на работу в составе экипажа УПС «Седов» в должности 3ПКМ: пришлось осваивать с нуля парусное вооружение и технику плавания под парусами.

Благодаря опыту, усердию и волевым качествам, карьера целеустремлённого судоводителя быстро пошла в гору: второй рейс Виктор Николин совершил уже в звании старшего штурмана, а в 2006 году стал старшим помощником капитана. В должности старпома Виктор Николин работал на борту «Седова» под руководством капитанов Виктора Михайловича Мишенёва, Николая Кузьмича Зорченко и Максима Николаевича Родионова, зарекомендовав себя преданным делу профессионалом.

Виктор Николин стал капитаном самого большого в мире учебного парусника в ноябре 2014 года. В марте 2015 года он вывел судно в море после зимнего ремонта в порту Светлый, вместе с другими учебными парусниками Росрыболовства принял участие в Историко-мемориальной экспедиции, посвящённой 70-летию Великой Победы, благополучно привёл судно в порт приписки город-герой Мурманск, успешно осуществил учебную навигацию 2015 и 2016 годов.

Виктор Михайлович Мишенёв

Капитан УПС «Седов» с 1994 по 2016 годы, стаж работы на судне с 1974 года

Виктор Михайлович Мишенёв родился 1 августа 1948 года в селе Пожеревицы Дедовичского района Псковской области. В 1951 году семья переехала в городе Волхов Ленинградской области, где и прошли детские и юношеские годы будущего капитана. Ещё совсем не думая о море, Виктор занимался в волховском морском клубе морским многоборьем и морским моделированием, занимал призовые места в областных соревнованиях.

С 1970 по 1974 годы, после двухлетней службы в Советской Армии в городе Балтийск Калининградской области, Виктор Мишенёв работал старшим матросом на ледоколе «Иван Крузенштерн» в Ленинградском морском торговом порту, обучаясь заочно в Ленинградском мореходном училище ММФ, которое окончил в 1974 году, получив дипломом техника-судоводителя.

С 1974 по 1981 годы молодой штурман работал на производственном предприятии «Ленрыбпром» в должности 4-го, 3-го и 2-го помощника капитана УПС «Седов». Затем в 1981 году вместе с судном В.М. Мишенёв был переведён в Рижскую базу тралового флота. В 1990 году опытный судоводитель получил диплом капитана дальнего плавания и в 1991 году вступил в должность старшего помощника капитана УПС «Седов» в штате Мурманского высшего инженерного морского училища, которому судно было передано приказом Минрыбхоза СССР. В сентябре 1992 года Виктор Михайлович был назначен исполняющим обязанности капитана УПС «Седов», в составе экипажа барка участвовал во многих международных парусных гонках.

В 1993 году Виктор Михайлович окончил Государственную морскую академию им. С.О. Макарова по специальности «судовождение на морских путях» с присвоением квалификации инженер-судоводитель и в 1994 году возглавил командование легендарного парусника. Под его началом в 1995 году «Седов» стал победителем международной регаты «The Cutty Sark Tall Ships Races».

Все без исключения моряки, которым по долгу службы повезло работать под руководством капитана В.М. Мишенёва, отмечают его высокие деловые и моральные качества, колоссальный опыт, редкое самообладание, исключительную сдержанность и интеллигентность, непревзойдённое умение обеспечивать безопасность плавания.

За безупречную службу указом Президента Российской Федерации в 1996 году Мишенёв Виктор Михайлович был награждён медалью «300 лет Российскому флоту».

Владея в совершенстве искусством дипломатии, капитан Виктор Мишенёв помог оперативно решить ряд вопросов по освобождению УПС «Седов» из-под ареста во французском порту Брест в 2000 году.

В 2006 году за многолетний добросовестный труд, успешную подготовку и проведение атлантическо-арктического рейса, посвященного 100-летию подводного флота России и 130-летию со дня рождения Г.Я. Седова, капитан дальнего плавания Виктор Мишенёв был удостоен звания «Почётный работник рыбного хозяйства России», а также награждён нагрудным знаком «Почётный работник рыбного хозяйства России».

Виктор Михайлович Мишенёв был и остаётся идеалом и примером для подражания для выпускников МВИМУ, МГАРФ и МГТУ — бывших практикантов УПС «Седов». Доблестный капитан внёс большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для рыболовной отрасли, укрепление международного сотрудничества, становление и развитие дружественных связей и отношений с зарубежными морскими учебными заведениями.

Последние в своей морской карьере на борту УПС «Седов» учебные рейсы №№ 1-91, 2-92, 3-93 Виктор Мишенёв совершил в 2015 году в должности капитана-наставника, передавая назначенному капитану Виктору Юрьевичу Николину опыт самостоятельного управления парусным судном, затем командовал учебным барком во время зимней стоянки и в период планового ремонта «Седова» в рамках ежегодного освидетельствования РМРС в порту Светлый Калининградской области.

В марте 2016 года капитан дальнего плавания Виктор Михайлович Мишенёв ушёл на заслуженный отдых. Сейчас отставной капитан проживает в морской столице России — городе Санкт Петербург.

Максим Николаевич Родионов

Капитан парусника «Седов» с 2012 по 2014 годы

С барком «Седов» были связаны последние 13 лет его жизни. Он был настоящим капитаном, мудрым наставником, добрым товарищем, другом, опытным судоводителем. Он искренне и беззаветно любил свою работу, море и паруса «Седова»... По одному скрипу снастей умел определить, куда повернет через мгновение ветер. Не жалея сил и здоровья, отдавался своему делу: днем и ночью, в любую погоду, уверенно вел судно заданным курсом...

Максим Николаевич Родионов родился 19 июня 1964 года в семье моряка-подводника, который служил на Новой Земле. Капитан 2-го ранга Н.Е. Родионов своим личным примером определил будущее своего сына — идя по стопам отца, Максим Родионов успешно закончил Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола. После распределения начались годы нелегкой службы в городе Полярный Мурманской области на дизельной подводной лодке. Одно автономное плавание сменяло другое, долгие месяцы службы прошли под водой. На переломе эпох, когда подлодки ВМФ перестали выходить в море, он ушел в запас, и принял предложение занять должность заместителя декана cудоводительского факультета Морской Академии имени С.О. Макарова. Его хватило лишь на полгода жизни на берегу. В 1992 году Максим Родионов круто изменил свою жизнь, отправившись в рейс простым матросом на учебном паруснике «Мир». Здесь он прошел всю школу моряка парусного флота, был боцманом, штурманом, старшим помощником капитана.

Старпомом он пришел и на «Седов», а в 2006 году возглавил экипаж самого большого в мире парусника. На его счету участие в кругосветном плавании барка «Седов» в 2012-2013 годах, неоднократные длительные ремонты во время зимних стоянок в Мурманске, Новороссийске, Калининграде и Санкт-Петербурге, десятки учебных рейсов в должности капитана, в том числе и исторический Арктический поход в 2010 году. Мыс Горн и мыс Доброй Надежды, Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны — в каких только широтах не стоял Максим Николаевич на ходовом мостике любимого корабля.

Благополучно завершив навигацию 2014 года, капитан Родионов привел «Седов» в Калининград для очередного зимнего ремонта. И вдруг — инфаркт, врачи оказались бессильны... 23 ноября 2014 года он ушел из жизни.

Николай Кузьмич Зорченко

Капитан учебного парусного судна «Седов» во время первого кругосветного плавания 2012—2013 годов

Родился в 1954 году. В 1980 году окончил Дальневосточный государственный технический университет рыбной промышленности и хозяйства по специальности «Судовождение на морских путях». В 1990 году получил образование юриста во Всесоюзном юридическом заочном институте.

В плавсоставе флота начал работать с февраля 1975 года третьим помощником капитана в очень активно развивающемся тогда научно-исследовательском флоте. В 1981 году стал старшим помощником, в 1984 году — капитаном. С 1993 по 2010 год — капитан учебного парусного судна «Паллада», а с 2011 года — капитан парусника «Седов».

Награждён медалью «За отличие в морской деятельности», орденом «За морские заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».

Н.К. Зорченко имеет большой практический опыт как капитан учебного парусного судна. В 2007-2008 годах совершил кругосветное плавание на фрегате «Паллада».

Николай Кузьмич Зорченко обладает высокими деловыми и моральными качествами, необходимыми для обучения и воспитания будущих специалистов флота рыбной промышленности.

Н.К. Зорченко способен обеспечить безопасность мореплавания, сохранения человеческой жизни на море, мобилизовать экипаж на выполнение поставленных учебно-производственных задач.

В настоящее время Николай Зорченко — капитан парусника «Паллада».

Петр Сергеевич Митрофанов (1915–1991)

Глава неформальной послевоенной школы капитанов-парусников СССР

Барку «Седов» повезло отмечать два календарных Дня рождения: 23 марта, когда судно было спущено на воду и 14 февраля — в День всех влюблённых. Однако, совсем не Дню Святого Валентина парусник «Седов» обязан своим вторым «днём рождения». 14 февраля родился Петр Сергеевич Митрофанов — легендарный капитан, который по праву положил традицию отмечать «рождение» «Седова» в день своего рождения: в свое время доблестный капитан дважды возвращал к жизни знаменитый четырехмачтовый барк.

Первое возрождение барка «Седов» при участии Петра Митрофанова — это восстановление бывшего германского парусника, с трудом пережившего годы Второй мировой войны. В течение четырех лет тянулся сложнейший ремонт, проходивший на Кронштадтском морском заводе. 2 июня 1952 года «Седов» вышел в свое первое самостоятельное плавание под флагом ВМФ СССР.

Последующие годы «Седов» нес службу сначала как учебное судно, а затем — как экспедиционно-гидрографическое. Статус ЭОС «Седов» получил в 1957 г., когда СССР включился в работы по программе Международного геофизического года. Тогда же Митрофанов получил звание капитана 1-го ранга.

В 1962 году Митрофанова по возрасту уволили из рядов ВМФ в запас. Ему было тогда 47 лет. Перед расставанием команда «Седова» вручила капитану адрес. Там, в частности, говорилось: «Если бы корабль умел говорить, он сказал бы огромное спасибо тому, кто вернул ему жизнь. Это сделали Вы. Вы вывели нас на бесконечные морские дороги, научили встречать штормы, владеть парусом и ветром, ходить сквозь густые туманы».

В 1965 году барк вывели из состава ВМФ. 14 февраля 1966 года был подписан акт о передаче «Седова» Минрыбхозу СССР. (И вновь совпали даты дней рождения парусника и его капитана!)

Но судно ожидала тяжелая судьба: его сразу же поставили на ремонт, которому не видно было конца. Все эти годы Митрофанов не переставал доказывать в высоких инстанциях необходимость спасения барка. В сентябре 1968 года был подписан приказ о выводе «Седова» из состава действующего флота.

Новое возвращение к жизни началось с представления в «заинтересованное» министерство письма пятнадцати моряков и корабелов в 1968 году. Последней по счету в нем стояла подпись составителя письма — Петра Сергеевича Митрофанова, главы неформальной послевоенной школы капитанов-парусников страны.

Благодаря настойчивым усилиям Митрофанова и поддержавших его энтузиастов спасения «Седова» удалось вернуть в строй. Третье рождение «Седова» произошло в июне 1981 года — в год 60-летия барка. Усилия Командора были отмечены в специальной Почетной грамоте. Но сам Петр Сергеевич за этот период тяжелейшего ремонта заболел и получил инвалидность. Он прожил еще 10 лет после возрождения легендарного судна.

Петр Сергеевич был не только капитаном парусника, но и много лет фактически возглавлял работы по его восстановлению. В общей сложности под контролем Митрофанова четырехмачтовый барк «Седов» находился в течение 33 лет, из которых 16 лет Петр Сергеевич лично командовал судном.